Фудстайлинг в рекламной фотографии: как сделать заказчику приятно

Работая с агентством, часто сталкиваешься с шаблонами в восприятии и иллюзиями дизайнеров. Капли на фруктах яркий тому пример: по законам физики жидкость не может скатываться в каплю на пористой поверхности среза – она лишь образует лужицу, - а обычные капли воды едва ли могут держаться на яблоке под отрицательным углом. Но у дизайнера есть своё представление о том, какой должна быть картинка, свой яркий образ – и это не самодурство, а необходимый ход для достижения художественной выразительности в рекламе.
Наталия Агладзен - фуд стилист.

 

Не надо спорить, бывает так в природе или нет, надо просто добиться этого эффекта. Жанр рекламы работает по своим законам, и задача фудстилиста - помочь дизайнеру и артдиректору донести до потребителя образ продукта в надлежащем виде. Фудстилист должен исполнить все пожелания заказчика. Это не значит, что фудстилист не имеет права голоса, наоборот - от вас ждут творческих решений поставленных задач, и вы должны быть в силах решить их, используя фантазию, опыт и смекалку.

Ваши советы на этапе подготовки к съёмке являются очень важными для работы, они не только не будут лишними, но и существенно помогут в процессе реализации проекта. Как правило, до PPM'а у заказчика вы уже осмыслили присланный бриф и эскизы и вам есть, что сказать на этой встрече. Чтобы свести к минимуму возможные сложности во время съёмки, лучше обговорить всё: обсудите общую концепцию и детально опишите этапы работы, уточняя детали, объясняя возможные трудности и способы их преодоления.

Опираясь на свой опыт, необходимо подсказать наиболее уместные сочетания продуктов, рассказать, какие украшения будут хорошо работать на образ, а какие могут погубить кадр. Например, красный базилик лучше заменить на зелёный, так как красный на фотографии будет выглядеть практически черным и образует тёмное неуместное пятно. Вместо говядины лучше использовать другой вид мяса, обработанный под говядину, так как она в приготовленном виде не очень аппетитна. Если на белой тарелке рис, необходимо отбить его зеленью, чтобы он не сливался с посудой, а клубничный торт отделить от красного фона полосой взбитых сливок. Всё это необходимо отметить и обсудить до начала съемок.

Иногда представления фудстилиста о блюде не совпадают с видением заказчика (например, степень зажарки картошки или мяса) - тогда необходимо пользоваться референсами и скрупулёзно уточнять все детали. Следует принимать во внимание и национальные особенности и традиции кулинарии: в разных странах может быть своя специфика в рецептуре или подаче блюда, – и смело говорить о них, чтобы вам не пришлось, к примеру, снимать рассольник из свежих огурцов. Иногда для того, чтобы убедиться, что вы с заказчиком верно друг друга понимаете, есть смысл провести прешутинг.

Фудстайлинг - это искусство, в котором техническое исполнение не менее важно, чем художественное. Так как работа фудстилиста сама по себе является не самоцелью, а составной частью фотографического процесса, фудстилист должен хорошо разбираться в технических аспектах этого процесса. Особую важность имеет понимание фудстилистом работы источников света: подстройка композиции под нужный свет, поворот граней объектов съёмки. Это особенно важно при съёмке тарелки с супом - вы не сможете потом поменять направление кусков мяса, зажелированных в общей массе, и часть важных элементов может оказаться в невыгодном для них свете.

Если вы работаете с фотографом в первый раз, то следует детально обсудить все аспекты будущей фотосессии до встречи с заказчиком и агентством. Фотограф и фудстилист должны представлять собой слаженный творческий тандем, своей работой добивающийся главной цели: художественной выразительности кадра, выполнения поставленных брифом задач.

Наступает день назначенной фотосессии. Проведена серьёзная подготовка, все нюансы проговорены, все тонкости учтены, блюдо установлено под камерой – и тут сюрприз! Заказчику не нравится утвержденная эскизом петрушка, он хочет укроп - а ещё лучше тимьян! - и, хотя основной кусок мяса всех устраивает, заказчик и агентство бросаются на обсуждение второстепенной петрушки. И консенсус будет достигнут, в лучшем случае, минут через сорок. Из этого следует, что у вас должен быть огромный запас продуктов (к тому же заложенных в смету) на случай форс-мажора при спонтанной замене. А основной продукт - кусок мяса, курица и прочее - должен работать под осветительными приборами очень долго и выглядеть свежеприготовленным в течение нескольких часов. Естественно, этот основной продукт должен быть приготовлен в нескольких экземплярах – будьте готовы, что курица может не понравиться заказчику, так как у нее слишком худые, короткие, толстые и длинные ноги, да и вообще фигура не очень.

Фудстилист должен быть готов к любым неожиданностям, иметь на площадке огромное количество разнообразных продуктов, заготовленных дублёров, зелени, соусов и прочих продуктов и должен уметь оперативно принимать решения. Чтобы на неожиданное, не оговоренное ранее предложение полить соусом блюдо ответить мгновенным действием. Готовность к любым изменениям говорит о вашем профессионализме, а результат вашей работы будет зависеть от того, насколько качественно вы подготовите блюдо ко всем испытаниям и сможете ли вы заставить его работать в кадре на протяжении нескольких часов.